14.10.2021
Военное обозрение
ДЭПЛ проекта 677 «Лада» передана ВМФ России
Долгие годы понадобились для того, чтобы в составе ВМФ России появилась дизель-электрическая подводная лодка не хуже, чем у потенциальных противников. В сентябре 2021 г. головная ДЭПЛ проекта 677 «Лада» передана флоту.
Дизель-электрическая подлодка (ДЭПЛ) проекта 677 (шифр «Лада») Б-585 «Санкт-Петербург» официально перестала быть опытной – подписан акт завершения опытной эксплуатации. Позади почти 11 лет так называемой опытной эксплуатации – попыток сделать эту подлодку боевой единицей.
Главной причиной, почему проект «Лада» так долго не был реализован, стало то, что несмотря на огромные вложения в разработку, новые технологические решения остались «сырыми», что приводило к множеству проблем.
После распада СССР очень многие предприятия прекратили военное производство, ключевое оборудование, которое осталось на Украине, оказалось недоступно из-за российско-украинского конфликта. Поэтому новое оборудование, примененное в проекте «Лада», потребовало реконструкции производственных линий и переподготовки рабочих. Таким образом, Россия совсем не хотела останавливать этот проект, однако была вынуждена временно приостановить его из-за технологических и финансовых проблем.
Нерешенных проблем было много, основная заключалась в неспособности российской промышленности создать воздухо-независимую энергетическую установку (ВНЭУ), позволяющую ДЭПЛ длительное время находиться без всплытия под водой.
Имеющиеся атомные подлодки могут длительно находиться под водой без всплытия, но имеют существенный недостаток - высоких уровень шума. Основное достоинство ДЭПЛ – высокая скрытность, очень малый уровень шума, зачастую меньший, чем фоновый шум моря. Электромоторы, питающиеся от аккумуляторных батарей, не требуют турбин и другого высокошумного оборудования. Проблема заключалась в необходимости всплытия ДЭПЛ для подзарядки аккумуляторов и пополнения запаса воздуха. Чтобы убрать этот недостаток и необходима ВНЭУ, иначе подлодка получается "ныряющей" на ограниченный срок. Например «Варшавянка» должна раз в 3-4 дня подниматься к поверхности, включать дизельные двигатели и подзаряжать аккумуляторные батареи. Таким образом, преимущества субмарины с ВНЭУ очевидны и, несмотря на высокую стоимость, она всё равно дешевле атомной.
В мире используется несколько технологий ВНЭУ. На шведских лодках типа «Готланд» в роли ВНЭУ применен двигатель Стирлинга. Японские разработчики на проекте «Сорю» в 2020 году первыми в мире спустили на воду перспективную ДЭПЛ с литий-ионными аккумуляторами, которые обеспечивают возможность оставаться под водой неделями при поддержании высокой скорости хода. Французские инженеры создали парогенераторную анаэробную установку MESMA (Module d’Energie Sous-Marine Autonome) — автономный энергетический модуль для субмарин. В работе MESMA используется принцип цикла Ранкина, который состоит из процессов нагревания жидкости, ее испарения и перегрева пара, адиабатного расширения пара и его конденсации. Подлодка ВМС Германии проекта 212A использует ВНЭУ с топливными элементами, действующую за счёт холодного сжигания водорода и кислорода, которые смешиваются в отдельном топливном баке.
В России по состоянию на 2021 год неизвестно об имеющихся аналогичных работающих технологий. "Воздухонезависимая (анаэробная) энергетическая установка (ВНЭУ) для дизель-электрических подводных лодок будет создана до конца 2023 года" заявил генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. "Идут проектные работы. Однако решение о практическом внедрении этой технологии в конкретные проекты будет приниматься только по результатам выполнения контракта – не ранее конца 2023 года".
Другие решаемые (или уже решенные) проблемы проекта 677 «Лада»:
- пассивный гидроакустический комплекс «Лира» не выдавал требуемых характеристик (хотя на разработку ГАК для «Лады» по непроверенной информации было потрачено потрачено 1,3 млрд рублей);
- всережимный главный гребной электродвигатель на постоянных магнитах не развивал необходимую мощность;
- информационно-управляющая система не обеспечивала интеграцию различных компонентов радиоэлектронного вооружения корабля.
Пока нет достоверной информации о вооружении подлодки. Из открытых источников известно, что основу вооружения подлодок серии 677 составляют шесть 533-миллиметровых торпедных аппарата «Мурена». Два ТА предназначены для использования управляемых ракет. Полный боезапас — до 18 торпед или ракет. Вместо них могут быть загружены морские мины для скрытых постановок (до 44 мин ДМ-1).
Ракетное вооружение: крылатые ракеты П-800 «Оникс» для поражения надводных целей. Дальность — до 600 км, скорость полета у поверхности — до 2 М, дальность обнаружения цели — до 50 км. По сообщениям прессы, подлодки «Проекта 677» могут быть носителями крылатых ракет КР «Калибр», способных уничтожать надводные и наземные целей. Дальность — до 375 км по морским целям и до 2600 — по наземным. Скорость — до 2,5 М.
Торпедное вооружение: торпеды УСЭТ-80К, дальность — до 18 км, скорость — до 45 узлов, максимальная глубина поражения цели — до 1 км. Торпеды (скоростные подводные ракеты-торпеды) РТ «Шквал» и ПКР „Бирюза“ (Club-S), радиус поражения цели — до 13 км, маршевая скорость — до 375 км/ч.
За время опытной эксплуатации головной подлодки проекта «Лада» - «Санкт-Петербург», инженерами было внедрено более 147 революционных изобретений и новейших разработок. Итоговое оснащение проекта «Лада» может похвастать выдающимися техническими характеристиками. Испытания «Санкт-Петербурга» показали: его шумность меньше, чем у самых бесшумных российских дизель-электрических подлодок «Варшавянка» (проект 636 и 636.3) и «Палтус» (проект 877). При меньших габаритах, меньшем водоизмещении и меньшей численности экипажа «Лада» имеет более серьезное вооружение и, как было заявлено, ее гораздо сложнее обнаружить.
Общие ТТХ подлодок проекта «Лада»:
Длина субмарины 67 метров, ширина 7.1 метров, подводное водоизмещение 2650 тонн, средняя осадка 6.6 метров (КВЛ), экипаж 35 человек, автономность до 45 суток, предельная глубина погружения 305 метров, максимальная подводная скорость 21 узел.
ВМФ РФ рассчитывает получить 14 единиц подлодок проекта «Лада». И если их заявленные характеристики подтвердятся или будут улучшены, то это может заметно повлиять на баланс сил в мировом океане.
Дизель-электрическая подлодка (ДЭПЛ) проекта 677 (шифр «Лада») Б-585 «Санкт-Петербург» официально перестала быть опытной – подписан акт завершения опытной эксплуатации. Позади почти 11 лет так называемой опытной эксплуатации – попыток сделать эту подлодку боевой единицей.
Главной причиной, почему проект «Лада» так долго не был реализован, стало то, что несмотря на огромные вложения в разработку, новые технологические решения остались «сырыми», что приводило к множеству проблем.
После распада СССР очень многие предприятия прекратили военное производство, ключевое оборудование, которое осталось на Украине, оказалось недоступно из-за российско-украинского конфликта. Поэтому новое оборудование, примененное в проекте «Лада», потребовало реконструкции производственных линий и переподготовки рабочих. Таким образом, Россия совсем не хотела останавливать этот проект, однако была вынуждена временно приостановить его из-за технологических и финансовых проблем.
Нерешенных проблем было много, основная заключалась в неспособности российской промышленности создать воздухо-независимую энергетическую установку (ВНЭУ), позволяющую ДЭПЛ длительное время находиться без всплытия под водой.
Имеющиеся атомные подлодки могут длительно находиться под водой без всплытия, но имеют существенный недостаток - высоких уровень шума. Основное достоинство ДЭПЛ – высокая скрытность, очень малый уровень шума, зачастую меньший, чем фоновый шум моря. Электромоторы, питающиеся от аккумуляторных батарей, не требуют турбин и другого высокошумного оборудования. Проблема заключалась в необходимости всплытия ДЭПЛ для подзарядки аккумуляторов и пополнения запаса воздуха. Чтобы убрать этот недостаток и необходима ВНЭУ, иначе подлодка получается "ныряющей" на ограниченный срок. Например «Варшавянка» должна раз в 3-4 дня подниматься к поверхности, включать дизельные двигатели и подзаряжать аккумуляторные батареи. Таким образом, преимущества субмарины с ВНЭУ очевидны и, несмотря на высокую стоимость, она всё равно дешевле атомной.
В мире используется несколько технологий ВНЭУ. На шведских лодках типа «Готланд» в роли ВНЭУ применен двигатель Стирлинга. Японские разработчики на проекте «Сорю» в 2020 году первыми в мире спустили на воду перспективную ДЭПЛ с литий-ионными аккумуляторами, которые обеспечивают возможность оставаться под водой неделями при поддержании высокой скорости хода. Французские инженеры создали парогенераторную анаэробную установку MESMA (Module d’Energie Sous-Marine Autonome) — автономный энергетический модуль для субмарин. В работе MESMA используется принцип цикла Ранкина, который состоит из процессов нагревания жидкости, ее испарения и перегрева пара, адиабатного расширения пара и его конденсации. Подлодка ВМС Германии проекта 212A использует ВНЭУ с топливными элементами, действующую за счёт холодного сжигания водорода и кислорода, которые смешиваются в отдельном топливном баке.
В России по состоянию на 2021 год неизвестно об имеющихся аналогичных работающих технологий. "Воздухонезависимая (анаэробная) энергетическая установка (ВНЭУ) для дизель-электрических подводных лодок будет создана до конца 2023 года" заявил генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. "Идут проектные работы. Однако решение о практическом внедрении этой технологии в конкретные проекты будет приниматься только по результатам выполнения контракта – не ранее конца 2023 года".
Другие решаемые (или уже решенные) проблемы проекта 677 «Лада»:
- пассивный гидроакустический комплекс «Лира» не выдавал требуемых характеристик (хотя на разработку ГАК для «Лады» по непроверенной информации было потрачено потрачено 1,3 млрд рублей);
- всережимный главный гребной электродвигатель на постоянных магнитах не развивал необходимую мощность;
- информационно-управляющая система не обеспечивала интеграцию различных компонентов радиоэлектронного вооружения корабля.
Пока нет достоверной информации о вооружении подлодки. Из открытых источников известно, что основу вооружения подлодок серии 677 составляют шесть 533-миллиметровых торпедных аппарата «Мурена». Два ТА предназначены для использования управляемых ракет. Полный боезапас — до 18 торпед или ракет. Вместо них могут быть загружены морские мины для скрытых постановок (до 44 мин ДМ-1).
Ракетное вооружение: крылатые ракеты П-800 «Оникс» для поражения надводных целей. Дальность — до 600 км, скорость полета у поверхности — до 2 М, дальность обнаружения цели — до 50 км. По сообщениям прессы, подлодки «Проекта 677» могут быть носителями крылатых ракет КР «Калибр», способных уничтожать надводные и наземные целей. Дальность — до 375 км по морским целям и до 2600 — по наземным. Скорость — до 2,5 М.
Торпедное вооружение: торпеды УСЭТ-80К, дальность — до 18 км, скорость — до 45 узлов, максимальная глубина поражения цели — до 1 км. Торпеды (скоростные подводные ракеты-торпеды) РТ «Шквал» и ПКР „Бирюза“ (Club-S), радиус поражения цели — до 13 км, маршевая скорость — до 375 км/ч.
За время опытной эксплуатации головной подлодки проекта «Лада» - «Санкт-Петербург», инженерами было внедрено более 147 революционных изобретений и новейших разработок. Итоговое оснащение проекта «Лада» может похвастать выдающимися техническими характеристиками. Испытания «Санкт-Петербурга» показали: его шумность меньше, чем у самых бесшумных российских дизель-электрических подлодок «Варшавянка» (проект 636 и 636.3) и «Палтус» (проект 877). При меньших габаритах, меньшем водоизмещении и меньшей численности экипажа «Лада» имеет более серьезное вооружение и, как было заявлено, ее гораздо сложнее обнаружить.
Общие ТТХ подлодок проекта «Лада»:
Длина субмарины 67 метров, ширина 7.1 метров, подводное водоизмещение 2650 тонн, средняя осадка 6.6 метров (КВЛ), экипаж 35 человек, автономность до 45 суток, предельная глубина погружения 305 метров, максимальная подводная скорость 21 узел.
ВМФ РФ рассчитывает получить 14 единиц подлодок проекта «Лада». И если их заявленные характеристики подтвердятся или будут улучшены, то это может заметно повлиять на баланс сил в мировом океане.