30.09.2022 Происшествия

Аварии (или диверсии) на «Северных потоках»


26 сентября 2022 на обеих нитках «Северного потока» и одной из двух ниток «Северного потока — 2» обнаружились настолько крупные утечки, что весь мир облетели фотографии Балтийского моря, кипящего от выхода на поверхность практически всего газа, что был в трубах. 

Большинство экспертов и журналистов считают, что имело место целенаправленная диверсия, подготовленная технически мощной стороной.

Есть четыре нитки газопроводов – по две в каждой. «Северный поток-1», который начал работать в 2012 году и «Северный поток-2», который был сделан в сентябре 2021 года, но так и не был запущен в эксплуатацию. Мощность каждой ветки из двух труб составляет 55 миллиардов кубов газа в год. Такие объемы заменяют работу 13 атомных электростанций, и около 50 угольных электростанций. 

Было зафиксировано три взрыва. Повреждены обе трубы «Северного потока-1», и одна труба «Северного потока-2». Все прошло ночью в особой экономической зоне Дании. 

Компания Nord Stream, управляющая «Северным потоком», разрабатывала разнообразные планы ремонтов на случай повреждений, но в основном с упором на небольшие утечки, потому что крупные аварии на таких газопроводах бывают очень редко.

Есть несколько способов справиться с крупным прорывом. Можно провести подводную операцию с использованием роботов и дистанционно управляемых инструментов в сухой камере, построенной вокруг места разрыва. Или использовать водолазный колокол, поднять плети трубопровода на поверхность и провести необходимые работы на палубах кораблей-трубоукладчиков. В любом случае потребуется вырезать поврежденные участки и вставить новые трубы. 

Для работ потребуется специальное оборудование — и тут между двумя «Потоками» есть серьезная разница. Первый из них прокладывала итальянская Saipem, с которой до сих пор есть контракт на возможный ремонт. Кроме того, на управляющую газопроводом швейцарскую компанию Nord Stream AG не наложены никакие санкции, и она входит в североморской консорциум, предоставляющий своим участникам доступ к оборудованию и персоналу для ремонта подводных трубопроводов. 

Положение «Северного потока — 2» более трудное. Он под американскими санкциями, а прокладку труб завершали российские корабли «Фортуна» и «Академик Черский». Россия может отправить их ремонтировать газопровод, но делать это придется в очень непростой обстановке. 

В американских санкциях есть лазейка — из них можно получить исключение для проведения работ, направленных на избежание или ликвидацию экологического ущерба или техногенных опасностей, в частности, для судоходства. «Северный поток — 2» может подать заявку на получение такого исключения, но вряд ли его получит. 

Кроме того, обоим проектам надо будет получить разрешения датских властей на проведение ремонта в их исключительной экономической зоне. А в текущей политической обстановке это может оказаться непростым делом. Так что велика вероятность того, что с ремонтом придется подождать до окончания нынешнего противостояния России и Запада. 

Документы, поданные для сертификации трубопровода, утверждали, что вероятность аварии на нем меньше, чем одно происшествие в 100 лет на всей длине 1224-километрового трубопровода. Вероятность трех таких происшествий в один год получается менее одной миллионной, а в одни сутки — еще меньше. С учетом данных о взрывах от сейсмологов, диверсия выглядит наиболее правдоподобным объяснением случившегося. 

Есть несколько способов доставить взрывчатку на место происшествий. Это могли быть глубинные бомбы, сброшенные с надводного корабля или даже с самолета. Взрывные устройства могли установить водолазы или подводная лодка — обычная или малая. 

У взрывчатки мог быть запал замедленного действия с задержкой на несколько суток или даже недель или с дистанционным управлением. Наконец, есть техническая возможность доставить заряды изнутри трубы с помощью снаряда-поршня, который обычно применяют для обслуживания трубопровода. 

Масштаб случившегося — атаки в нескольких точках, количество использованной взрывчатки, синхронность — заставляет предположить, что диверсию организовало какое-то государство, а не неправительственный агент, хотя и такую возможность полностью исключить нельзя. 

Сейчас, разумеется, многие профессионалы и любители займутся исследованием сайтов FlightRadar и MarineTraffic в поисках подозреваемых. Балтика — зона интенсивного судоходства и авиаперелетов, а самое подходящее место, чтобы спрятать дерево — это лес. Так что можно ожидать, что вскоре мы услышим множество теорий, объясняющих случившееся.

Реклама






Другие новости


  • Крупнейшая в мире плавучая ветроэлектростанция "Hywind Tampen"

  • Остановка «Северного потока» - реакция Европы

  • В Китае казнили экс-главу крупнейшей госкомпании по управлению активами

  • Северный полюс смещается с аномальной скоростью

  • "Мисс Мира-2017" выиграла Мануши Чхиллар, представлявшая Индию

  • 30 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС.